Для нового теста я выбрала клей для приклеивания страз на ткань семи марок:
На позицию №6 претендовал клей текстильный Gutermann HT2, но в период проведения исследования ни в одном интернет-магазине его не было в наличии.
Не буду утомлять инструкциями и рекламными данными каждого клея, так как все это есть в свободном доступе на просторах интернета, а сразу перейду к самому интересному.
Из одного и того же бифлекса я вырезала шесть одинаковых квадратов 10х10, отсчитала по 50 кристаллов для каждого образца клея и приступила к расклейке.
Стартовая позиция обозначена дополнительным кристаллом в последнем ряду.
Клей прозрачный, вязкий, практически не пахнет. При недостаточном опыте работы с такой консистенцией может образовывать тонкие ниточки клея между каплями. Эти ниточки через несколько минут после нанесения без следа удаляются. Сами капли ложатся выпуклыми полусферами и через несколько секунд немного уменьшаются в размере, становятся еще более липкими и более вязкими по всей толщине капли. При установке камня капля равномерно расплющивается от центра к периферии. Видимо этот эффект производители называют «самовыравниванием». Кристалл хорошо прилипает к капле, и в течение нескольких секунд (до прижатия) его можно подвинуть. Излишки клея убираются практически без следа.
Запах!!! Стазу оттолкнул резкий, сильный запах клея. Если вам необходимо приклеить несколько штук, или несколько десятков штук, то потерпеть можно, но если есть задача расклеить сотни, а тем более тысячи камней, то несколько раз подумайте.
Наносится Момент хорошо, абсолютно прозрачный. Он менее вязкий чем Е6000, поэтому ложится более плоскими полусферами, но все равно «тянется» от капли к капле. При подсыхании на капле образуется плотная «пленка», которая при нажатии камнем сверху разрывается где-нибудь сбоку или в нескольких местах, и более жидкий клей изнутри растекается не очень равномерно. Кристалл приклеивается сразу и его нельзя подвинуть.
Клей белый, непрозрачный и абсолютно не пахнет. Наносится идеальными капельками, не тянется. Им очень просто и удобно работать даже при полном отсутствии опыта в расклейке страз. Образует на ткани ровные одинаковые полусферы. Очень удобный носик-дозатор у тюбика.
Чуть подсушив капли, (по инструкции), можно приклеить их и немного передвигать перед прижатием. После высыхания становится прозрачным.
Клей, также как и предыдущий, имеет белый цвет, непрозрачный, не тянется, без особого запаха. Носик тюбика удобный. Вопреки инструкции наносила клей не на кристалл, а на ткань. Капельки получаются менее идеальными чем у предыдущего образца. При подсыхании камень хорошо фиксируется на ткани без возможности смещения. После высыхания становится прозрачным.
Пахнет, не так сильно как Момент, поэтому работать можно. Прозрачный. Несмотря на то, что клей достаточно жидкий, все равно тянется тоненькими паутинками, которые при высыхании совсем незаметны. При подсыхании капельки практически исчезают, хотя я наносила примерно одинаковое количество каждого клея. На «исчезнувшие» капли стразы уже не фиксируются, клей пришлось добавлять. Такая особенность легко решилась меньшим временем подсушивания клея. Работать с UHU вполне удобно.
И последний вид клея, уже нанесенный производителем на заднюю поверхность страз. Если кристаллы одного размера, то при достаточно «терпеливой» ткани можно приспособится клеить с помощью утюга. Это удобно, конечно, если у вас стразы не разбросаны единично по поверхности изделия, а компонуются кучно. В противном случае, вам придется использовать «паяльник для страз», но перед началом работы с ним для новичков настоятельно рекомендую потренироваться, приспособиться. Если камень перегреть, то он может повредить или прожечь ткань, особенно если она синтетическая, а если не догреть, то он плохо приклеится и в скором времени отпадет. Процесс такой расклейки очень долгий.
Итак, стразы готовы к испытаниям.
Каждый образец с небольшим растяжением зафиксировала на маленький малярный валик и в течении пяти минут катала с нажимом и периодическим проскальзыванием по куску коврового покрытия (мой привет художественным гимнасткам).
Без потерь вышли образцы:
Наибольшие потери понес №2 Момент Кристалл.
Каждый образец трикотажа растягивался максимально в разных направлениях до упора без нарушения целостности материала. Имитация того, если в процессе эксплуатации изделие за что-то зацепилось и его сильно дернули или быстро и небрежно надевали.
Продолжают жить образцы:
Также неплохо показали себя при таком нечеловеческом обращении:
От №2 Момент Кристалл и №3 Fevicryl Fabric Glue почти ничего не осталось.
А дальше после трения и растяжения — водные процедуры! Замочила образцы в чашке без моющего средства на 10 минут (мой поклон синхронному плаванию).
На образцах №2 Момент Кристалл, №3 Fevicryl Fabric Glue и №4 Crystal Hobby не осталось ни одной стразы. Ни одной. На образцах №3 и №4 клей впитал воду опять стал белым и отпустил на волю все камни, не оставив следов на фольгированном покрытии. Экспресс снятие всей инкрустации! Хотя, может кому-нибудь будет интересна и такая особенность.
На Моменте, хоть и не растворился клей, но все равно все стразы отпали.
Остальные отплавали несколько программ и не «потеряли лицо». Это образцы №1 клей для текстиля Е6000 CRAFT, №5 клей UHU Power и №7 термоклеевые стразы (HotFix) от Preciosa.
И последнее мое издевательство над оставшимися образцами - это моя любимая стиральная машинка. По традиции: каждый образец - в свой носок и на цикл бережной стирки.
Идеально себя показал только №7А термоклеевые стразы (HotFix). Он не расстался ни с одним своим камушком! Очень впечатляющий результат.
На этом этапе я опять пожалела, что не смогла найти Gutermann HT2. Мне кажется, учитывая спрос, он бы смог внести свой вклад в копилку положительных отзывов. Ну, может, в следующий раз, если наберется еще несколько интересных наименований клея.
При работе с клеем Момент Кристалл, клей UHU Power и Е6000 нужна хорошая вентиляция, в противном случае не исключено, что через несколько часов работы вы начнете разговаривать со стразами.
Я отдаю себе отчет в том, что такие испытания в жизни обычных страз и клея скорее всего не произойдут, но эти достаточно жесткие условия являются показательными при сравнительной оценке разных типов клея.